
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Сроки и формы обучения
Основная программа подготовки на базе среднего общего образования (11 классов):
- Очная - 2 года 10 месяцев
- Очно-заочная - 3 год 10 месяцев
- Заочная - 3 года 10 месяцев
Основная программа подготовки на базе основного общего образования (9 классов):
- Очная - 3 года 10 месяцев
- Очно-заочная - 4 года 10 месяцев
- Заочная - 4 года 10 месяцев
Экзамены
Поступление без вступительных экзаменов
Описание специальности
Образовательная программа по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности подготовки.
Реализация образовательной программы по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование обеспечивает формирование таких личностных качеств выпускников как целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность, а также повышение их общей культуры.
К освоению программ подготовки допускаются лица, имеющие среднее общее или основное общее образование, подтвержденное документом о среднем общем образовании или основном общем образовании.
Выпускникам, завершившим обучение по образовательной программе, присваивается квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.
Реализация образовательной программы по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование предполагает освоение следующих видов деятельности:
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием;
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации;
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием - это специалист, занимающийся обучением и воспитанием детей в возрасте от 2 до 7 лет, которые имеют какие-либо особенности в развитии. Эти особенности могут быть связаны с физическим, психическим, эмоциональным или социальным развитием.
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием работает в детском саду или других учебных учреждениях, где осуществляется индивидуализированная поддержка и обучение детей с различными особенностями. Эта профессия требует чувства терпения, заботы и понимания, а также навыков в области образования и работы с детьми с особенностями в развитии.
Чем занимается воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием выполняет множество функций, направленных на обеспечение полноценного развития и воспитания детей с особенностями. Вот некоторые из основных задач и функций этой профессии:
- Разработка и реализация образовательных программ: Создание индивидуализированных образовательных планов, учитывающих потребности каждого ребенка с учетом его отклонений в развитии.
- Организация занятий и активностей: Планирование и проведение занятий и игр, направленных на стимуляцию развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
- Содействие социальному взаимодействию: Поддержка развития социальных навыков у детей через организацию групповых и индивидуальных взаимодействий.
- Работа с родителями: Сотрудничество с родителями для обмена информацией о потребностях и достижениях детей, а также предоставление рекомендаций для поддержки детей в домашней среде.
- Обеспечение комфортной адаптации: Помощь детям в адаптации к новой среде и обеспечение поддержки в случае возможных трудностей.
- Работа с другими специалистами: Сотрудничество с педагогами-дефектологами, логопедами, психологами и другими специалистами для обеспечения комплексной поддержки детей.
- Мониторинг развития детей: Слежение за прогрессом и эффективностью образовательных программ, внесение корректив при необходимости.
- Содействие здоровью и безопасности: Обеспечение безопасной и здоровой среды для детей, включая организацию физических упражнений и контроль за питанием.
- Психологическая поддержка: Оказание эмоциональной и психологической поддержки детям с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей.
Этот профессионал играет ключевую роль в создании благоприятной среды для развития и воспитания детей с отклонениями в развитии, обеспечивая им максимальные возможности для успешного интегрированного обучения и социализации.
Кому подойдет профессия воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием
Профессия воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием требует определенных склонностей, интересов и качеств. Вот некоторые из них:
- Эмпатия и забота: Необходимо иметь высокий уровень эмпатии, понимание и чуткость к потребностям детей с отклонениями в развитии.
- Терпение: Работа с детьми, сталкивающимися с особенностями развития, может потребовать терпения в повседневных взаимодействиях и процессах обучения.
- Творческие способности: Важно разрабатывать креативные методы обучения и внедрять игровые и интерактивные элементы в занятия для максимальной эффективности.
- Способность к сотрудничеству: Работа в сотрудничестве с другими специалистами, родителями и коллегами играет важную роль в успешности профессии.
- Обучаемость и готовность к самосовершенствованию: Постоянное обучение и готовность к изучению новых методов и техник работы с детьми с отклонениями в развитии.
- Оптимизм и позитивный настрой: Умение поддерживать положительное общение и создавать позитивное окружение в классной комнате.
- Интерес к медицинским и психологическим аспектам: Понимание основ медицинских и психологических аспектов развития детей может быть полезным.
- Любовь к работе с детьми: Всесторонняя любовь и страсть к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Интерес к гуманитарным наукам, медицине, психологии и образованию является важным, так как эти области знаний составляют основу работы в данной профессии.
Программа предполагает углубленное изучение профессиональных дисциплин
- Основы общей и дошкольной педагогики
- Психология
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена
- Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
- Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
- Безопасность жизнедеятельности
- Основы педагогического мастерства
- Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми
- Теоретические основы содержания дошкольного образования
- Психология раннего и дошкольного возраста
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием (Медико-биологические и социальные основы здоровья, Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков)
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием (Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста, Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста, Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству, Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом, Теоретические основы и методика развития речи у детей, Теоретические основы и методика математического развития дошкольников, Детская литература с практикумом по выразительному чтению
- Теоретические основы и методика экологического образования дошкольников, Основы логопедии с практикумом)
- Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья (Методика организации различных видов деятельности , общения и обучения детей с нарушениями интеллекта, Методика организации различных видов деятельности , общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития, Методика организации различных видов деятельности , общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия, Методика организации различных видов деятельности , общения и обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, Методика организации различных видов деятельности , общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения)
- Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации (Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации, Основы семейного воспитания)
- Методическое обеспечение образовательного процесса (Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием)
Практики (производственная и преддипломная) проводятся в местах возможного трудоустройства выпускников и часто влекут за собой приглашение на работу после завершения обучения.